В практической парфюмерии существует один важный компонент, без которого создание тонких эфирных композиций превратилось бы в пошлое смешение запахов - человеческий нос. Он настолько важен, что стал символом самого парфюмера. Быть парфюмером значит не только уметь смешивать воздушные эссенции. В большей степени - это знания и память на ароматы, а также способность их соединять по памяти. Какой же путь проходят парфюмерные композиции, чтобы получить звание духи? Как их делают?
Кто такой 'нос'?
'Носом' во Франции называют человека, который тестирует запах путем принюхивания. Для того чтобы заниматься подобным занятием, конечно, необходим талант. Однако профессионалы утверждают, что перед профессиональной аттестацией любой 'нос' проходит специальное обучение, направленное на запоминание как можно большего числа запахов. Срок такого обучения от пяти до шести лет. В течение этого времени парфюмер получает и накапливает самое необходимое в работе - опыт и багаж ароматов, которые не забудет уже никогда.
На самом деле чувство обоняния у них ничуть не больше, чем у среднестатистического человека. Просто они умеют улавливать нюансы, анализировать 'услышанное' и мысленно представлять микс. Например, если неспециалист может различить запах ванили, цитруса и розы, то профессионал чувствует такие нюансы, как спелая роза или это аромат бутона, какой степени зрелости и какой род цитруса, какая это ваниль и откуда ее привезли.
С течением времени такой специалист способен распознать до двух тысяч запахов и их нюансов. При этом эта способность нуждается в постоянной тренировке. После проникновения в тайны запахов специалист должен познать технологический процесс приготовления, а также варианты замены натуральных ингредиентов на искусственные (вместе с возможными последствиями).
Кроме того, профессиональный парфюмер должен ориентироваться в ценах на тот или иной компонент. Ведь полученный парфюм нужно еще и продать.
Создание аромата
После того, как модный Дом или косметическая компания делает заказ на создание композиции, для парфюмера начинается долгий процесс исследований и поиска. Как правило, готовый продукт содержит от тридцати до пятидесяти всевозможных эфирных компонентов. Это в среднем, так как в природе существуют парфюмы, состав которых насчитывает более ста ингредиентов.
Первый шаг - создание опытного (базового) образца. На его основе проводятся многочисленные опыты, изменяется концентрация компонентов и прочее. Парфюмер в данном случае следит за тем, насколько полученный букет удерживает запах, как он меняется со временем и в какую сторону.
Полученный концентрат оставляют на несколько недель для 'созревания'. И только когда он наполнится полным звучанием, и откроются все ноты, его охлаждают и пропускают через специальные тонкие фильтры. На этой стадии при необходимости добавляются красители для придания духам некоего оттенка. Однако в практике стараются не окрашивать парфюм: его оттенок и так определяется цветом составных компонентов.
После того, как окончательная формула удовлетворяет по всем параметрам, начинается следующий этап.
Второй шаг - это оценка важности каждого ингредиента, его звучания, определение индивидуальных нюансов. Это самый долгий и кропотливый процесс, который требует досконального знания и отличного чутья.
Третий шаг - адаптация аромата под технологические запросы. Например, такой букет будет украшать гель для душа, мыло, крем или парфюмированную воду. При этом 'нос' точно уловит, что во всех этих видах начальные и базовые ноты будут абсолютно разными. Для обычного человека - они будут одинаковыми.
Уходящие парфюмы
В XXI веке из трех с половиной тысяч различных душистых веществ, большая часть из которых была известна еще в начале XX века, используют лишь треть.
Причины этого просты. Во-первых, экологические проблемы повлекли за собой практически полное вымирание удивительных реликтовых растений с тонкими запахами. Во-вторых, натуральные компоненты стоят безумных денег, которые не смогут окупиться. В-третьих, и это самая загадочная сторона вопроса - многие именитые Дома просто не раскрывают секрета своих успешных парфюмерных композиций, считая такие редкие компоненты 'изюминкой' аромата.