Натягивая на ноги любимые или не очень, но все равно ведь свои, родные боты и туфли, мы часто задумываемся о том, когда впервые человек натянул на свою нежную розовую стопу некую весьма неудобную колодку и как эта колодка развивалась:. Итак, небольшой экскурс в историю:
АНТИКА
Античная эстетика считала меру основой прекрасного, а отсутствие меры - основой безобразного. Древние греки были уверены, что предел совершенства - это хорошо сложенная человеческая фигура, а значит, задача одежды - подчеркнуть красоту самой природы. ВО времена античности в моде были свободные, легкие, не стесняющие движений одежды. Любимая обувь древних греков - сандалии. Для сандалии вырезалась подошва по форме стопы, к которой прикреплялись ремешки. Один из них проходил между большим и вторым пальцем и соединялся с другими ремешками. Боковые ремни изготавливали из кожи и переплетали вокруг ноги. Охотники и пастухи носили мягкие кожаные сапоги со шнуровкой.
Сандалии были основной обувью и у древних римлян. Однако усложнение в драпировке одежды и широкое применение орнамента не могли не повлиять на обувь. Она утяжеляется, приобретая более массивный вид, утолщается подошва, на ней появляются вышивки, металлические украшения в виде львиной морды, цепей, венков и т.д. Ко времени упадка Римской империи искусство декорирования обуви чрезвычайно возросло, она украшалась жемчугом, бисером, серебром, драгоценными камнями, что отвечало общему духу роскоши и богатства, царившему в империи. Обувь в Риме уже служила символом различного служебного положения. Так, у римлян существовала специальная обувь для посещения Сената (Calcei mutare). Сенаторские Calcei были черного цвета, патрицианские - из красной кожи с черным ремнем, снабженные серебряной пряжкой. Даже философы имели особую обувь bracceae. Плебеи в Риме носили самые простые сандалии без украшений (пероники), либо вообще обходились без обуви. Именно из Византии в Западную Европу пришли туфли и полусапожок, который плотно обтягивал ногу, и расшивался узорами и аппликациями согласно сану - светскому или духовному. Как в римской одежде, так и византийской: чем короче туника, тем выше сапоги, и наоборот - с длинными до полу мантиями надевали легкие полусапожки, едва доходившие до щиколоток, либо туфли.
В III-VI вв. обувь характеризовалась переходными формами от римской сандалии к туфле. В обуви чувствуется та же тенденция, что и в костюма - стремление закрыть стопу. Нововведением можно считать появление металлических пряжек, скрепляющих ремешки обуви на подъеме и около щиколоток.
СРЕДНИЕ ВЕКА
С середины ХII в. появляется стиль готика, родиной которого была Франция. Так, готическая туфля представляет собой обувь вытянутой формы, превышающей длину самой стопы примерно раза в полтора. Изготавливалась такая туфля из довольно твердой кожи с отворотом спереди и с боковой шнуровкой. Носок был чрезвычайно тонок и заканчивался острием. Другим видом готической обуви можно считать галошу (patina), которую носили в сырую погоду поверх туфли. Она состояла из деревянной или кожаной подошвы и передних ремешков, при помощи которых держалась на ноге. Обувь с очень длинными носами могли носить только аристократы.
Возрождение
В конце XV и XVI вв., с началом эпохи Возрождения, происходят большие реформы в области костюма. Центром становится богатый итальянский город Флоренция. Костюм раннего Возрождения олицетворял собой богатство и свободу. В его силуэте должно было угадываться сильное, здоровое тело, спокойное, уравновешенное состояние духа. В обувь возвращаются спокойные формы с небольшим заострением носочной части. В XVI в. небывалого расцвета достигла французская мода. Париж стал диктовать моду всему миру.
Барокко
Обувь барокко - это сапоги, которые были в моде как при Людовике XIII, так и при Людовике XIV, причем не только военные, но и светские. Правда, не всегда можно было понять, из чего же они сделаны: из лент и кружев или все-таки из кожи. Эти сапоги раскрывались на половине ноги раструбом, сильно затруднявшим ходьбу. В конце XVII в. появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, вместе с ними вошли в употребление башмаки с высокой союзкой, закрывавшие весь подъем. И сапоги, и башмаки имели тупой носок прямоугольной формы.
XVIII век
Стиль рококо возник во Франции в начале XVIII в. и продолжил в костюме уже существующие принципы. Обувь рококо украшают так же, как платье, вышивками, кружевами, страусовыми перьями, всевозможными лентами: Туфли делают из цветной кожи, или блестящего атласа. Форма туфли узкая, с острым носком и высоким каблуком. Эта замечательная по своей изысканности и утонченности эпоха завершилась Французской революцией, которая резко упростила костюм. Как ни предупреждают гигиенисты XVII века, что греческие сандалии являются образцом удобства положения стопы, стремительный век XIX изобретает новые формы и модели обуви. Человечество продолжает защищать свою стопу от холода и грязи. Вместе с тем обувь становится вполне самостоятельной частью костюма и сигнализирует о достатке своего владельца и даже его характере. Вместе с башмачным производством процветает аптекарское дело - соли для ножных ванн и мази от мозолей раскупаются нарасхват:
XIX ВЕК
XIX век не создал своего костюма, но использовал уже существующие его формы и приспособил их к новым условиям. Ботфорты исчезли к тридцатым годам. Появились гусарские сапоги с двумя швами вдоль голенища и ботинки со шнуровкой. Почти до 60-х годов прошлого века нарядная обувь была исключительно мягкой на тонкой подошве, с незначительным каблуком или совсем без него. Изменялся только силуэт носка. Он то заостряется, то становится тупым, и лишь в 80-х годах, когда длина башмака начала несколько превосходить длину стопы, носок его стал загибаться кверху в виде клюва.
С 70-х годов XIX века обувь изменила не только свою конструкцию, но и материалы: шелка, бархат, употреблявшиеся раньше в обувном производстве, уступили место сравнительно твердой коже. Верх обуви теперь состоял из пяти и более деталей; их сшивка не представляла трудности, а расчленение заготовки на большое количество деталей сокращало отходы производства, позволяя экономично использовать материал. Вся конструкция стала более жесткой. Обувь, предназначенная для ходьбы по улицам, была преимущественно гладкая, в виде высоких ботинок. Появилась обувь с застежками, пряжками, шнуровкой. Резко усложнились конструктивные линии. Теперь линии носка, союзки и других деталей проходили по наиболее выступающим и вогнутым точкам - они полностью соответствовали естественной форме стопы. Такой утвердившийся тип обуви промышленной конструкции дошел до сегодняшнего дня. С появлением специальных машин увеличился ассортимент обуви. Появились ботинки для велосипеда, лыж, охоты, коньков, рыбной ловли и т.д., а также первые зимние ботинки. В 90-х гг. все большую популярность приобретает английский башмак с тупым носом, который, однако, под влиянием моды вскоре заострился. Каблуки постепенно становились все шире и ниже. Однако влияние моды все чаще сталкивалось с требованием рациональности.
XX ВЕК
Последствия первой мировой войны принесли разочарования в Европе. Наступала Великая Депрессия. Поэтому, несмотря на модный тогда еще стиль арт деко, цветовая гамма одежды и обуви в начале 30-х годов - грязноватых тонов. Наиболее популярные цвет - черный или коричневый с белым, раннее считавшиеся исключительно спортивными. Постепенно цвета светлеют, появляется голубая обувь, цвета беж: Что касается материалов, то широчайшее применение получили кожа рептилий, особенно змей и ящериц. В мужской обуви пока по-прежнему доминируют сапоги. Ботинки носят как закрытые, так и открытые. В начале 30-х появились сандалии, быстро нашедшие своего покупателя. На большую часть этого периода отпечаток наложила вторая мировая война, она затронула все области жизни, в том числе и моду. Резко возросло производство мокасин. На обуви широко применялись молнии. Цветовая гамма изменялась часто, особенно во время войны.
После войны появились первые искусственные кожи, которые позже получили большое применение в обувной промышленности. В моду вошли замша и каучуковые подошвы. Носки у ботинок были или совсем круглые, или соответствовали форме носка стопы. В мужской обуви ботинки постепенно вытеснили сапоги, коричневый цвет потеснил черный. Новшеством явились узкие шнурки. Все большую популярность в качестве летней обуви приобретали сандалии, которые к началу 50-х утратили оттенок принадлежности к артистическим кругам и стали повседневной обувью для каждого. Начало этого периода характеризуется появлением разнообразных моделей обуви, предложенных парижскими модельерами: их образцы отвечали явному желанию мужчин и женщин одеваться как леди и джентльмены. Параллельно развивалась мода для тинэйджеров, наиболее ярко проявившаяся в поп-музыке. К началу 60-х, ко времени расцвета "Битлз", молодежный стиль перенимает и старшее поколение. В моду входят джинсы. От "Битлз", в частности, пошла мода на высокий каблук для мужчин, и мужские сапоги на молнии. В конце 70-х - волна возвращения к консервативному типы женщины и мужчины при сохранении популярности джинсов. Так, со временем, для каждого стиля нашлось свое место. В сезоне 90-х годов господствовал стиль "неохиппи", или, как его еще называют "экологический". Для него характерны удобная комфортная колодка в форме карэ или скругленная, широкое применение текстильных материалов в комбинации с кожей, гамма природных цветов, отход внешнего вида обуви от промышленно-готовых изделий - это проявляется в зигзагообразных швах, обувь, сшитая как бы из заплаток, - своего рода "крестьянское" направление. В нынешнем сезоне этот стиль продолжает еще жить, но сдает свои позиции. По-прежнему он сохранится лишь в молодежной моде и в моде для отдыха. Общее же стремление в моде - стремление к дорогой обуви промышленного производства; происходит активный отход от молодежного, так называемого "рокерского стиля". Следовательно, резко возрастает интерес к обуви из дорогих кож ,в том числе экзотических - страуса, крокодила, питона, а также чешуи рыбы.
XXI век
Другая характерная примета моды нынешнего сезона, постепенный уход от тяжеловесной массивной обуви на толстой подошве. У современных моделей формы намного спокойнее и заужена колодка, что смотрится, конечно, более элегантно. Эта тенденция прослеживается потому, что мужская мода всегда следует за женской, которая сейчас отказывается от платформы. Уходит в прошлое огромное количество металлических украшений, в том числе на обуви, которая выглядит благодаря этому намного благороднее. Особенно важным становится в обуви качество отделки. Итак, стилевые изменения в обуви сегодня можно охарактеризовать следующим образом: обувь становится более лаконичной, простой по конструкции, выполнена только из натуральных материалов, с зауженной носочной частью, утоньшается подошва, уходят ранты. Мокасины будут всегда присутствовать в ассортименте обувных фабрик, независимо от веяний моды.
PSКак правильно выбрать обувь: Если Вы выбираете обувь, то обратите внимание на устойчивость каблука. Поставьте туфель или сапог на ровную поверхность. Каблук должен плотно стоять на полу, не "заваливаться", а носок может приподниматься от поверхности на 2-5 мм. Такой зазор специально закладывается в конструкции обуви, чтобы при ходьбе носок не цеплял землю. Затем нужно проверить, плотно ли склеена обувь (если в туфлях или сапогах присутствуют гвозди, то на паре можно сразу ставить крест) Внимательно осмотрите по периметру - нет ли щелочки между подошвой и верхом. При покупке женских туфель на высоком каблуке проверьте прилегание по внутреннему срезу - кант должен очень плотно облегать ногу, так как после нескольких дней носки кожа растягивается. Старайтесь купить обувь с натуральной подкладкой. Цветные подкладки, как правило оставляют грязные следы на чулке и ноге. Есть туфли вообще без подкладки. Они могут быть удобны при условии, что очень дешевы. В зимних моделях сапог больше всего ценится полиуретановая подошва, устойчивый каблук и утепление из натурального меха.