На историю костюма XII - XIII вв. особый отпечаток наложили Германия и Франция с их рыцарством и куртуазной поэзией. Поэтически просветленный культ прекрасной дамы побуждал возвышенные чувства и стремление к нежности во всех сферах жизни, в том числе и в одежде. Но здесь на направления моды большее влияния оказывают мужчины, так как рыцарство - их стезя.
Религия, честь оружия и культ прекрасной дамы - три святыни, которым служил рыцарь. Последний смягчил суровые нравы, существовавшие до этого. Вырабатывалась мягкая и любезная манера держаться. А уважение к слабому полу наложило свой отпечаток на культуру того времени.
Женщина, возвысившаяся благодаря образованию, представлена утонченной, полной достоинств, изящной и поэтически настроенной. В то же время она призвана повелевать. Утонченность присутствовала как в личных, так и в общественных отношениях. На этой основе формируется не только кодекс поведения, но и вся культура эпохи. С возвышением женщины и возникновением культа прекрасной дамы в корне меняются критерии мужских достоинств. 'Мужественной' теперь считается тонкая, грациозная фигура молодого человека, а идеалом становятся небезызвестные Тристан и Парсифаль. Мужской силуэт приближается к женскому, поэтому одежда женщины существенно не отличалась от мужской.
Женщина этого времени, подобно мужчине, одета в длинный широкий, так называемый 'suckenie', с более или менее прорезями для рук. Иногда эта могла быть простая одежда типа рубахи с высоко завязанным поясом, а поверх нее одевался широкий 'плащ с замочком', отороченный мехом. Как видите, на первом месте - ширина. Самое интересное, что мужской гардероб составляли такие же костюмы, часто в точности повторяющие все детали покроя. Основной женский головной убор представлял собой изящное сочетание широкого венца с полотняной.