В 18 лет Елена Назарофф уехала из России. Всего 10 лет понадобилось ей, чтобы взойти на вершину одного из самых прославленных парижских домов моды - Дома Jacques Fath. ...Выбор пал на Елену, потому что она знает, что такое женственность. Она понимает современный стиль. Она не боится нетрадиционных решений и обладает чувством юмора. Она - женщина. И, кроме того, русская!
Биографию Елены Назарофф можно читать, как приключенческий роман. Или сказку?
Елена уезжает из дома, будучи на шестом месяце беременности. Практически не имея средств к существованию, она вместе с мужем вынуждена переезжать с места на место. Успела побывать и в Финляндии, и в Швеции, провела два года в германском лагере для беженцев, где вышла на Толстовский фонд. С его помощью перебралась в Южную Дакоту, откуда направилась в Лос-Анджелес. Талант и настойчивость помогли ей поступить в частный американский колледж прикладного искусства. "У меня не было ни рекомендаций, ни особых оснований претендовать на стипендию. Я просто уговорила директора устроить мне любой экзамен, по его усмотрению. Я была настолько настойчива, что поступила, - рассказывает Елена. - Моя жизнь - это вереница совпадений, но ничто не давалось мне само собой. Каждый шаг на пути вперед - бой. С 12 лет я уже знала, что уеду из России. Я всегда была своевольной и свободолюбивой натурой. Творческие люди, стремящиеся воплотить свои идеи в жизнь, неизбежно срываются с места".
Страсть к моделированию одежды она переняла у матери, дизайнера по трикотажу. Елена вспоминает, как в детстве часами рисовала наряды для кукол. Потом она увлеклась театром. Дед Елены, известный художник, автор исторических полотен, один из создателей "Сталинградской панорамы", каждую субботу водил ее в театр на спектакли и балеты. Девочка начала придумывать костюмы для сказочных пьес, которые сама сочиняла для родителей и их друзей. Отец Елены, доктор наук, был ее идеалом, и ей всегда хотелось блеснуть перед ним своими достижениями. Она была единственным ребенком в семье, но всегда чувствовала, что отличается от остальных ее членов. "Родные считали мои взгляды весьма экстравагантными, и никто не верил, что я смогу добиться своего". Однако жизнь распорядилась иначе.
Расставшись в Лос-Анджелесе с мужем, Елена едет в Нью-Йорк, где учится в Parson's School of Design. Дальше события начинают развиваться лавинообразно. Ее модели покупают оптовые фирмы с 7-й авеню, она создает детскую одежду для Guess, открывает собственную марку в одном из нью-йоркских универмагов. В 1994 году вместе с русской моделью Евгенией Гроздецкой Елена начинает выпуск линии одежды EV&EL, которая немедленно встречает одобрение публики и критики. В списке постоянных клиентов Елены появляются "звездные" имена: Принц, Дрю Берримор, Иванна Трамп.
Связь с Россией в силу обстоятельств прервалась на годы, но теперь, оказавшись в Европе, она чувствует себя ближе к родине и хочет вернуться. "До 1917 года Россия была чудесной страной, вобравшей в себя все лучшее, но все было погублено революцией. А как могло быть иначе, когда страной управляли вчерашние крестьяне... Слава Богу, теперь все по-другому". Елена помогла родителям перебраться из России в Германию, где они и живут благополучно по сей день, занимаясь воспитанием внучки, семилетней Жаклин. Девочка читает Чехова и говорит по-русски лучше бабушки. Недавно ее отдали в международную школу в Париже. Что касается Елены, то она наслаждается постижением русской культуры:
"Я пересмотрела много старых русских фильмов, и они помогли мне многое понять в себе, - говорит Елена, - эту боль, трагизм... Всю свою жизнь я так быстро неслась вперед, ведь мне нужно было выжить, добиться успеха. Сейчас я впервые почувствовала, что могу позволить себе остановиться и подумать. Оглядываясь назад, я иногда чувствую себя лет эдак на 49. Зато когда рядом мама - мне не больше пятнадцати. Она готовит, убирает, а я лежу и отдыхаю".
"Помню, как когда-то в России я восхищалась одной старой женщиной. Это была наша соседка, из очень аристократического рода, чуть ли не царских кровей. В прошлом ей принадлежали особняки, лошади... Когда я с ней познакомилась, ей было 82 года, и она жила в своем же бывшем доме, куда подселили еще 23 человека... Несмотря ни на что, в любое время дня она была безупречно одета и подкрашена. Среди окружавших ее алкашей и тараканов она была воплощением достоинства. Как я люблю таких людей! Это ни с чем не сравнимый склад души..."
"Сейчас я чувствую себя более зрелой. Главная задача - не только успешно продолжить дело Жака Фата, но и сохранить собственное направление. Тут возникают известные проблемы, связанные с необходимостью разграничить два вида деятельности: работать на успех другого Дома и бороться с раздвоением личности. Это умение восхищает меня в Карле Лагерфельде, ведь ему приходилось одновременно работать на пять разных Домов".
"Амбиции обладают свойством расти. Теперь я мечтаю только о том, чтобы открыть свой собственный Дом моды с центрами в Париже и Нью-Йорке. А почему бы и не в Москве?
Сегодня трудно выйти на достаточно высокий уровень, ограничиваясь всего одним городом. Вещи, отмеченные настоящим талантом, продаются по всему миру. Я бы хотела открыть свой магазин в России, узнать побольше о том, что делается в российском мире моды. Я знаю, что русские женщины любят одеваться с шиком. В России у меня должно быть много покупательниц!"
"Я хочу создавать одежду для женщин, потому что я их люблю. Женщины - прекрасные и
хрупкие создания. В их жизни так много трудностей, что зачастую женственность утрачивается вместе с попытками пробиться в этой жизни" "Вдохновение я главным образом черпаю в природе. И это связано не только с ее богатой цветовой палитрой. Меня особенно поражает, что природа вечна и в то же время всегда выглядит по-новому. Как-то я сделала коллекцию, основанную на теме волн". Мне нравятся все знаменитые модельеры - Шанель, Диор, Фат... и, конечно, те, кому сегодня удается неповторимый собственный стиль. Чей почерк легко узнаваем и никогда не выглядит подражанием чужой работе. Мне нравятся Мюглер, Лакруа, Готье, Версаче, Вествуд. По правде говоря, мне очень хотелось бы добиться признания таких профессионалов. Может быть, чуть больше других я восхищаюсь Готье из-за его устремленности в будущее. Он сумел сказать новое слово в моде, введя татуировки. Это очень редкое качество: способность заглянуть в будущее и предложить людям то, что сейчас кажется неприемлемым, но через некоторое время становится новым популярным направлением в моде". ...И ни слова о своей новой коллекции. Она хочет оставить после себя имя, империю моды. Сомнений не остается: ее энергия, живость, отвага и решимость... Елена явно из тех людей, что пришли в этот мир, чтобы завоевать его.