Стилист Александр Шевчук - сегодня самый известный и стильный специалист российского шоу-бизнеса. Он работает со звездами первой величины, такими как Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Дмитрий Маликов, Наталья Ветлицкая, Валерия, Аркадий Укупник, Лариса Долина, Влад Сташевский, Наташа Королева, Земфира, Дана-Internationale. Александр создал и воплотил в жизнь образы для более чем трехсот клипов, среди них: 'В Петербурге сегодня дожди' Аллы Пугачевой, 'Дива' Филиппа Киркорова, 'Красиво' Валерия Меладзе и др. Кроме того, Александр сотрудничает с московским театром 'Современник', с выдающейся балериной современности Ниной Ананиашвилли. Вдвойне приятно, что Шевчук - наш соотечественник.
Правда, он уехал из Украины много лет назад и учился своему искусству в Москве, Финляндии, Германии и Америке. Он ежегодно участвует в международных конференциях, соревнованиях, мастер-классах самых знаменитых и продвинутых мастеров мира.
- Я знаю, что вы родом с Украины...
- Да, "р?дне кор?ння"... Я вместе с Филиппом был на прямом эфире радиостанции "Наше FM" в Киеве. Эфир вела журналистка Саша. Она сказала что в Украине меня знают и следят за моим творчеством. Я был удивлен и рад этому. А вообще родился - в Умани. Мои родители и старший брат по-прежнему живут здесь.
- Как вы попали в Москву?
- В Москву я попал (смеется) не случайно... Уехал туда служить в армию, а после поступил в Московский технологический институт легкой промышленности на факультет конструирования и моделирования швейных изделий, проучился два года... и бросил.
- Почему?
- Пришел к выводу, что индустрия моды в нашей стране пока что еще не развита до того уровня, на котором я хотел бы работать. Потом познакомился с дизайнером Наташей Нафталиевой. Начал пробовать делать для ее моделей образы - лица и волосы. Затем открыл свой салон, придумывал какие-то интересные вещи, работал 24 часа в сутки, по ночам, иногда бесплатно...
- А начали вы с чего?
- Судьба сводила меня с разными людьми и, в частности, с художником-сценографом Павлом Котлевичем. А он в свою очередь познакомил меня с Галиной Борисовной Волчек, которая предложила мне поучаствовать в проекте "Пигмалион" - спектакль с Еленой Яковлевой, Гафтом, другими звездами театра. Я делал полностью весь грим для этого спектакля. Работал с Ниной Ананиашвили, известной балериной, которой рукоплещет весь мир.
- Что вами движет: желание заработать деньги или азарт?
- Естественно, деньги - эти стимул, то, без чего, к сожалению, человек не может жить. Но, скажу честно, работая, я думаю сначала о том, что я делаю, а потом о деньгах.
- Между стилистами существует конкуренция. Накладывает ли это отпечаток на личные взаимоотношения. Может ли существовать дружба между вами и, допустим, Сергеем Зверевым?
- Ну что значит "дружба"! Что значит "дружить"? - Это постоянно общаться, это общие точки соприкосновения, совместный отдых... Такой дружбы нет. Но когда мы встречаемся с Сережей, то здороваемся, говорим о новостях, делимся впечатлениями...
Кстати, на съемках клипа Димы Маликова "Звезда моя далекая" я клеил накладные реснице Сереже. Он там играл одну из главных ролей...
Сергея Зверева я уважаю за то, что он сам сделал себе имя - своими руками, своей внешностью, эпатажем. Он - культовый человек в нашей стране. Другое дело его мастерство, профессиональные качества. У нас с Сережей разные задачи.
Я известен только в кругах людей, с которыми работаю и не стремлюсь к тому, чтобы меня, Александра Шевчука, узнали массы. В моих планах - открытие сети салонов "Райский сад Александра Шевчука". Сейчас открыл свою школу, в которой будут готовиться кадры для агентства. Следующий шаг - открытие сети салонов в разных городах, в том числе и Киеве. Думаю, что в дальнейшем с моим творчеством соприкоснуться очень многие люди, даже те, которые не имеют отношения к шоу-бизнесу.
- Сергей Зверев появился раньше вас?
- Есть действительность, от которой никуда не деться. Естественно, Зверев появился первым. Более того, когда я еще не держал кисточку и ножницы в руках, Сергей Зверев уже побеждал на международных конкурсах,он был прекрасным парикмахером... Но время идет, и все меняется. Удерживаться на высоте очень тяжело. Я счастлив, что сейчас занимаюсь интересными, модными, продвинутыми проектами. Ко мне, к моим рукам обращаются, с моим мнением считаются... Здесь неважно, кто когда появился - важно выдержатьиспытание временем. Хотя премию "Овация" в нашей стране получает один стилист - Сергей Зверев (у него их шесть).
Он дружит с президентом "Овации" и с теми людьми, кто там работает.
- Вы тоже дружите с довольно влиятельными людьми...
- Нет, с влиятельными не дружу, а только с теми, с кем работаю - больше с артистами.
- Артисты тоже нужные люди... Вы ведь были удостоены "Овации"?
- Да, за "Старые песни о главном - 3". Хотя, откровенно говоря, "золотые ручки" мне достались благодаря Алле Борисовне. Она сказала организаторам, что если я не буду награжден в номинации "Лучший стилист", не придет на церемонию.
- Как вы выходите из положения, когда амбиции сталкиваются с амбициями. Мне кажется, что тяжело работать с такими известными людьми, как Алла Пугачева?
- На самом деле, я благодарен Алле Борисовне Пугачевой за то, что она дала мне возможность с ней поэкспериментировать. Она доверилась мне один раз, увидела результат... и мы с ней до сих пор продолжаем сотрудничать. Алла Пугачева в любом облике была, есть и будет Аллой Пугачевой. Если даже пострижется налысо. Ее от этого меньше любить не станут. А вообще последнее слово за ней.
- Клиент всегда доволен или...
- Клиент всегда прав.
- А бывает, что недоволен?
- К счастью, мне повезло, что у меня не было таких случаев. Если даже были клиенты, которым что-то не нравилось, мы всегда находили какие-то компромиссы и конечный результат всегда устраивал...
- Многие люди в нашей стране не очень хорошо знают, в чем заключается профессия стилиста, имиджмейкера... В чем отличие этих профессий?
- Стилист и имиджмейкер - это, в принципе, для меня и для тех, кто живет в нашей стране, синонимы... Трактовка этих терминов у нас весьма различна. За границей стилист - человек, который занимается исключительно одеждой. С прической, волосами работает hair-дизайнер, а лицом занимается мейк-апатист. У нас же стилист - делает и лицо, и волосы, и подбирает одежду. Потому что у нас чуть-чуть другая специфика и чуть-чуть другие деньги, чуть-чуть другие этапы развития шоу-бизнеса. Выгоднее, когда один человек обладает сразу несколькими специальностями, как говорится, - три в одном... Поэтому школа "Райский сад" готовит именно таких специалистов, которые могли бы решать проблему создания образа человека в целом, т.е. создавать имидж.
- Сколько с вами непосредственно работает человек в вашей творческой мастерской?
- Сегодня со мной работала ассистент на съемках. А вообще, моя мечта - придумывать креатив образа - макияж, прическу, одежду, обувь, аксессуары... Если нужно, я рекомендую изменить зубы, и даже сделать пластическую операцию... Естественно, один не могу этого осуществить. Но могу направить к тому же тренеру по бодибилдингу, допустим... Все эти люди принимают участие в создании образа. Моя мечта - придумывать образ, а воплощать его должны разные специалисты. За рубежом сплошное разделение труда: один человек занимается только волосами. Другой делает только макияж. Если он дизайнер по одежде - он делает только одежду. Если он стоматолог - делает только зубы. Хирург-пластик - только пластику... Обувщик - только обувь или аксессуары... Поэтому окончательный образ человека - плод творения многих людей, который, однако, должен соответствовать его внутреннему миру, и каким-то идеям, - скажем, музыке, песне, еще чему-то. В этом и заключается мастерство стилиста.
- Вы решили организовать школу, чтобы передать свое мастерство?
- Естественно, не из-за денег, потому что больших денег здесь не заработаешь. Школу "Райский сад" мы открыли, чтобы найти и подготовить людей, которые с нами пойдут дальше в различных наших проектах.
- А вы делаете коллекцию на Неделю высокой моды в Москве?
- Нет, я одежду давно не шью, а только подбираю. Решил, что не нужно придумывать придуманное - чем занимаются очень многие отечественные дизайнеры. За границей существует целая индустрия выского уровня. Люди там думают, разрабатывают... А наши дизайнеры в основном следуют Западу, лишь что-то меняя в рамках их тенденденций...
- Как вы относитесь к пластическим операциям? Некоторые артисты говорят, что они никогда не делали пластики и при этом выглядят прекрасно, Понаровская, например.
- А как вы думаете: делала она операцию или не делала?
- Трудно сказать.
- Если трудно сказать, значит, хорошо сделано. На самом деле, я за пластические операции. Опять же - не надо придумывать придуманное. Шер в свои 53 года выглядит потрясающе и не скрывает, что она сделала не одну пластическую операцию. В этом ничего плохого нет. Или, допустим, Тина Тернер...
- Как вы считаете, нужно менять фундаментально свою внешность, как Мадонна, или просто нужно подчеркивать...
- Я не считаю, что Мадонна полностью изменила свою внешность. Ничего она не меняла - ни нос, ни губы. Это заблуждение. Стилисты хорошо с ней работают (грим, свет, съемка), поэтому кажется, что Мадонна сделала кучу пластических операций. На самом деле - ей это еще предстоит. В Америке первую пластическую операцию делают в 45 лет, а Мадонне еще нет 45. Да, она подвергала свое тело некоторой корректировке, но они очень незначительные.
- Вы говорили, вас Лайме Вайкуле порекомендовал Борис Моисеев. А с ним вы работали?
- Я с ним работал, но не менял его образ. Работа заключалась в том, чтобы загримировать или причесать.
- Это вы Киркорову посоветовали на съемках передачи "НЛО" преобразиться в кота Базилио?
- Нет. Этот образ для Филиппа предложил ведущий Леша Гончаренко. А я только осуществил.
- Филипп был слишком узнаваемый ...
- Слишком узнаваемый? Когда открыл рот - конечно, стал узнаваемым. Естественно.
- Наши гримеры обычно так гримируют, что артиста тяжело узнать.
- К каждому образу надо готовиться. Если бы я из него делал кота Базилио, скажем, не за пару часов, которые у меня были, а несколько дней, я бы совершенно по-другому посмотрел на этот образ. И подобрал бы совершенно другие одежду, аксессуары, грим. Этот продукт надо расценивать в соответствии с временем, которое было отведено на его реализацию. Не забывайте, что в этот день у Филиппа было около 18 съемок и эфиров.
- Вы успели поближе познакомиться с нашим телевидением. Каковы впечатления. Ведь у вас есть возможность сравнивать?
- Я был ошарашен вашим "Новым каналом". Потрясающе! Я такого оборудования, таких павильонов, такого дизайна студии не видел ни в одной стране мира. Клянусь! Супер! И, естественно, специалисты должны быть такого же уровня. Если мы откроем школу и получим их поддержку, то можем с ними сотрудничать, потому что когда на экране есть картинка - хорошо оборудованная студия, хороший свет, ведущий-профессионал... Но выглядит этот человек... ужасно! Стилист должен создать безупречный образ. Поэтому открытие школы стилистов в Украине просто необходимо.
- Какими интересными проектами вы сейчас занимаетесь?
- Проектов много. Основной - школа "Райский сад Александра Шевчука". В дальнейшем планирую создать из лучших выпускников своей школы агентство стилистов, которое будет обслуживать телевидение, шоу-бизнес, индустрию моды, а также делать свои шоу, показы... Помимо этого, естественно, сотрудничаю со своими постоянными клиентами - популярными исполнителями, артистами балета, кино и театра... Очень много работаю над видеоклипами. Последнее мое детище - новый имидж Наташи Королевой в клипе "Чуть-чуть не считается". Здесь она, к удивлению многих, стала блондинкой.
(Кстати, в этом клипе вместе с Наташей снимался Сергей Боярский, сын известного актера, Михаила Боярского.)
- Вы сказали, что очень много в последнее время занимаетесь бизнесом, организационные вопросы решаете... Не мешает ли это творчеству?
- Нет, слава Богу, организационные вопросы решают те люди, с которыми сотрудничаю в проекте. И рад, что сейчас, могу заниматься творчеством, какими-то шоу, показами, реализацией своих фантазий...
- То есть Вы, как музыкант, постоянно должны тренировать руку...
- Конечно. Недавно работал над обложкой для журнала "Бьюти", которому исполняется год... Такая интересная обложка!
- Говорят, что именно вы породили волну блондинов у нас в поп-музыке... Первым был Буйнов?
- Нет, первой была Лариса Долина, потом уже Буйнов, потом - Киркоров. Ларису Долину - я иначе, чем блондинкой, не представляю, не вижу... Раньше, когда она выходила на сцену, я смотрел на нее и думал: 'Боже мой, почему ее не изменить? Почему ее нельзя сделать лучше!'. Ей постоянно делали белое мелирование на черных волосах и казалось, что Лариса поседела. Естественно, артист всегда меняется. Перемена длины волос, цвета - для него словно смена одежды. В нашей стране это тяжеловато, потому что со сменой имиджа артисты очень боятся потерять свою публику, своего слушателя. Только стилист, который имеет наработки, какой-то багаж за плечами, ряд хороших работ, может переубедить артиста отойти от стереотипов... Когда я пришел к Ларисе Долиной и сказал, что хочу сделать то-то и то-то, она подняла руки и сказала: 'Без проблем! Делай все, что хочешь!'. В случае же с Александром Буйновым идея белого цвета родилась не у меня, а у его жены и продюсера Лены Буйновой. Я только претворил ее в жизнь. Что касается Филиппа Киркорова - по поводу белых волос мы говорили очень давно...
- Вы говорили или он говорил?
- Мы вместе это обсуждали. Филипп хотел покраситься в белый цвет, но я не очень разделял его точку зрения и предлагал это сделать чуть-чуть позже. Но Филипп поехал в Америку и там осуществил задуманное без моего участия... Но, слава Богу, он снова возвращается к темному цвету.
- И когда же эта смена произойдет?
- Неизвестно... Дело в том, что смену цвета волос не надо рассматривать как смену имиджа. Это зависит от внутренней потребности и ощущений самого человека, от музыки, с которой он работает...
- А как же гармония между внутренним и внешним мирами...
- Ну это в жизни, а на сцене... Вы знаете, я не думаю, что все образы, в которых представала Мадонна, гармоничны и все ей подходят. На сто процентов - нет. Но все они яркие, запоминающиеся, в какой-то степени эпатирующие... Этим я считаю нужно руководствоваться при создании нового образа. К тому же роль и образ - это всего лишь миг из жизни артиста.
- А как вы начинаете работать с известными людьми? Они вас сами находят или вы им предлагаете свои услуги?
- Я никогда никому ничего не предлагал, никому не звонил... Всегда делал свое дело, а люди видели результаты и звонили мне, предлагали сотрудничество. Так было и с Ириной Понаровской, и с Лаймой, и с Филиппом... Допустим, Лайма мне позвонила, предложила приехать, поработать на международном песенном конкурсе "Юрмала". Кстати, вместе со мной в Прибалтику должен был ехать Сережа Зверев. Лайма вела "Юрмалу" и пела. У нее было несколько номеров. Для каждого из них мы с Сережей должны были создать новый образ, менять Лайму, чтобы при всем этом она оставалась собой. К сожалению, Сережа не приехал, срочно отбыл на очередной международный конкурс, и мне пришлось все делать самому, хотя я до этого с Лаймой не работал и она не знала меня... Думаю, что она не жалеет.
Мы сотрудничаем до сих пор - на протяжении семи лет. Я благодарен ей...
- А кто вы по знаку зодиака?
- Стрелец! И огненная Лошадь.
- Вы вообще интересуетесь астрологией...
- Как-то все само собой происходит - не знаю, почему... Может, потому что родился 6 числа 66-го года, и в моей дате есть три "шестерки". У меня развита интуиция, очень чувствую людей, могу пообщаться и сказать, под каким знаком человек родился... Наверное, дело в большом опыте общения с артистами.
- Не скажете, что нас ожидает в области моды?
- Понимаете, в чем дело? Говорить сейчас об этом, неуместно, потому что, во-первых, к нам доходит очень мало информации... Мы можем говорить о тенденциях, о том, что сейчас выпустили дизайнеры, что имеется в их коллекциях, что актуально в прическах, в макияже сегодня. Что носят?
Летом, естественно, все яркое, красочное, кричащее в разных интересных фактурах - в блестящих, стеклянных и так далее... Это что касается одежды и аксессуаров. В прическах: волосы - небрежные, нет ощущения прически, а есть ощущение немытых волос... Но такие работы делать труднее, чем просто не помыть голову или чем "правильные" прически, потому что такие прически требуют большой фантазии и ощущения стиля.
- А макияж?
Очень яркие краски, все с блеском, с отливом, люминесцентное... Очень много блесток. Для губ перламутровые помады и блески, возможно с добавлением блесток...