Она стильная женщина, элегантная дама, очаровательная мадам. Беседовать с ней одно удовольствие. У неё потрясающее чувство юмора и тонкое восприятие прекрасного. Она любит жизнь, свою семью и работу. Она делает вещи для таких же женщин, как она сама. Я не могу представить её в цехе среди станков. Индустриальный пейзаж не для неё. Она легко вписывается в атмосферу утонченного салона с огромными зеркалами, креслами, в которых можно утонуть и томными красавицами, укутанными в меха её работы. Но при всем этом она удивительно деловая женщина, суперпрофессионал. Она - это художник-модельер Светлана Матюш.
Женщина в стиле "модерн"
Светлана Георгиевна работает в меховом бизнесе уже давно. Сегодня у нее собственное ателье 'Мадам Матюш'. Дизайнеров такого уровня, надо признать, у нас немного. И это не комплимент, это действительно так. 'Почему' - это уже разговор на другую тему. А мне хотелось говорить о ней самой, ее представлении о жизни и моде как частном проявлении этой жизни.
- В детстве и юности у меня были очень романтические планы, я мечтала заниматься живописью, расписывала ткани. Но жизнь как обычно все расставляет по своим местам. После окончания художественного факультета Московского технологического института я получила распределение на фирму 'Полюс', где и начала работать в качестве художника-модельера. Но как любая женщина, которая соприкасается с мехами, уже не смогла их оставить. Приросла. Правда, и сейчас художников не особо жалуют. А лет двадцать назад нас почти совсем не ценили.
Мне кажется раньше и профессии такой-то "меховой дизайнер" не существовало.
Что вы, конечно профессия существовала. Просто нас было очень мало, единицы. Вот Крутиковой, как она сама говорит - "улыбнулась судьба". Она попала в Дои моделей, возможности плюс талант - формула успеха , о ней все узнали. Но в то же время работали такие мастера, как Завьялова, Поленова и другие.
А "творческая цензура" не бушевала?
Бушевала не цензура, а отсутствовали условия. Натуральный мех был предметом вожделения не только наших женщин, но и специалистов. "Мягкое золото" с аукционов большей частью уходило за рубеж. Нам перепадали крохи. Действовала система художественных советов, на которых утверждали модели. Назвать это строгой "цензурой", думаю, нельзя, но полёт фантазии ограничивали жесткие нормативы. Да и носить роскошные манто в Союзе могли позволить себе очень немногие. Поэтому я всегда говорила, что работаю "в стол". С тех пор у меня сохранилось море эскизов, которые вдохновляют, помогают родиться новым идеям.
Были и светлые моменты в нашей жизни, это конкурсы, показы. Грамоты за призовые места в этих конкурсах вызывают сейчас скорее улыбку, чем удовлетворение.
Сейчас, безусловно, у художников больше возможностей для творчества. На нашем рынке появились экзотические меха, предлагаются новые технологические обработки мехового полуфабриката. Идеи переполняют, надо только работать и работать.
Не люблю нытиков, тех, кто стонет и жалуется, что его не понимают. Надо верить в себя (хорошо, когда в тебя еще кто-то верит!) и идти к цели, воплощать идеи в жизнь. Но, главное, у художника, я считаю, должен быть свой стиль, свой почерк, свое направление.
- Светлана, а что такое, по-вашему, мода, стиль?
- Мода - это сиюминутное. Стиль - вечное. Мода - осязаема, стиль, скорее, можно отнести к области духа, это некое 'состояние'. Чтобы быть стильной, недостаточно следовать какому-либо стилю, важно, чтобы он соответствовал твоему духу.
Задача модельера помочь человеку определить его стиль. Иногда для этого нужно долгое общение, содержательная беседа, иногда это можно определить с первго взгляда
Люблю женщин, которые знают, что хотят, чувствуют себя, с ними легко работать, ты им ничего не диктуешь, скорее направляешь.
У меня есть постоянные клиенты, которые уже много лет ходят только ко мне. Например, с одной француженкой у нас происходит такая своеобразная игра. я шью для неё вещь и вешаю на кронштейн среди других моделей. И каждый раз она выбирает именно "свою" вещь.
Если ты чувствуешь стиль человека и к тому же он созвучен твоему стилю, твоему мироощущению - это самое большое счастье для художника.
-Светлана, а Ваш стиль - он какой?.
-Это что-то созвучное стилю модерн. Именно по таким вещам меня узнают в меховом мире.
-Меха могут стареть?.
Безусловно, многие модели устаревают с течением времени, но бывают вещи вне времени. Если в ней есть стиль, она будет жить долго. У нас, например, была модель, которую мы семь лет не могли снять с производства. Меня она, признаться, уже утомила, но люди приходили и без конца заказывали только её. Однажды удачно найденное решение остаётся модным долгое время.
- Один из моих любимых вопросов. Скажите, пожалуйста, кто же все-таки делает моду: сами дизайнеры или обычные люди, для которых они работают, или те, кого мы называем 'звездами', или журналисты, пишущие о моде, или, может быть, какая-то иная сила?
- Если так ставить вопрос, то, наверно, какая-то иная сила. То, что носит улица, трудно назвать модой. Это стихия. К тому же она всегда вытекает из того, что когда-то впервые появилось на подиумах модных домов. Улица, уж точно, ничего не придумывает. Ну а художником, думаю, руководит что-то свыше.
Художник должен чувствовать время. Некоторые спешат назвать себя модельерами, если у них хорошо получается нарисовать фасончик.
Если я машинально рисую модель, не вкладывая в работу душу, то потом такая вещь 'не прозвучит'. Я свою дочь (она пошла по моим стопам), учила: 'Ты должна вещь родить. Тебя должно что-то закрутить изнутри'. Иногда сухой лист или очертания лужи на асфальте могут дать совершенно неожиданный импульс, новое решение.
- А что вообще помогает в работе?
- Питаешься общей атмосферой, царящей в мире, духом времени. Но сейчас, к сожалению, атмосфера в мире какая-то агрессивная. И мода от этого стала более сухой, в ней нет романтики. Эта тенденция стала проявляться уже в 70-х годах, сейчас она, пожалуй, доминирует во всем. Иногда, кажется, что это упадок.
А вообще художник живет эмоциями, мыслит образами, это и помогает, когда нужна концентрация.
- Вас огорчает такая ситуация, близкая к упадку?
-Да. Вот для своей дочери мне бы хотелось лучшей участи. Я учила её мир воспринимать иначе. Вы посмотрите, многие моделирующие фирмы в мире утрачивают свои позиции, если так можно сказать, "рупоров" в мире моды, они приспосабливаются к простому потребителю. Это, на мой взгляд, признак упадка.
-Но был ли он "золотой" век моды?.
"Золотой" - это очень громко сказано. Но для меня лично периодом расцвета моды был период модерна, о котором я уже говорила. Он близок мне по духу, по тому особому "легкому" дыханию, о котором в начале века писал Бунин, когда описывал свой идеал женщины. Тогда всё было очень красивое, чувственное, утонченное. Для кого-то это может быть период роккоко, с его ослепляющим великолепием.
-В отличие от дня сегодняшнего, когда в моде унисекс.
-И это грустно. Потому, что женщина необыкновенна по своей сути. И конечно, это должно выражаться в одежде. Для художника радость и счастье, когда приходит женщина и гоаорит: "Я хочу быть неповторимой, ни на кого не похожей".
-Светлана, а женщина должна одеваться для себя или для своего мужчины.
Я бы о мужчине вообще не стала говорить. Только для себя, для своего самоутверждения. Тогда придет и мужчина. Если она будет чувствовать себя уверенно в своей одежде, найдет свой стиль, тогда будет и внимание мужчин. А если она в первую очередь будет думать о мужчинах, то никогда не найдет себя и ... не найдет своего мужчину. Ведь мужчины разные, на всех все равно не угодишь. Но если ты поняла себя, нашла себя, то тогда знаешь и какого мужчину хочешь видеть рядом.
- Какие виды меха Вы любите?
- Очень люблю цветную каракульчу. Вообще люблю работать с цветом. А вот от норки не испытываю большой радости, может быть потому, что весь мир на ней зациклился. Она меня вдохновляет только в сочетании с другими мехами.
Много моделей у меня из пушнины, она может выглядеть роскошно.
- Светлана, что для Вас первично - мех или идея?
- Мех. Идея приходит, когда вижу сырье. Кстати, то же самое происходит и с тканью. Мне бесполезно описывать - 'У меня такая-то ткань'. Модель рождается, когда держишь в руках ткань, чувствуешь ее фактуру, видишь цвет, ощущаешь мягкость. То же самое с мехом. Например, одна каракульча может быть пригодной для платья, другая - только для пальто.
Недавно одна женщина попросила меня сделать что-то необычное из каракульчи. И я придумала ей жилет. Очень модное сейчас направление. Но когда она принесла мех, оказалось, что у нее чисто пальтовая каракульча. Мех обязательно сначала надо держать в руках. К тому же размеры шкурки, фактура очень многое диктуют.
Вообще настоящих художников по меху очень мало. Это сложный материал. Хотя, может и не такой сложный, просто требует правильного подхода. А это приходит с опытом.
Я помню свои первые ошибки. Главная ошибка начинающих - ты можешь нарисовать все что угодно, но не всегда это можно воплотить в изделии. Так что все добивается шишками. Раньше мы говорили: 'Меховщик как сапер'. Ведь испорченную вещь сложно переделать. Но зато если ты найдешь'себя в этом, уйти потом невозможно.
- Поговорим о новом направлении в меховой моде: меховые костюмы, платья.
- Из меха можно делать все, что угодно, от :вечерних платьев, жилетов домантий. Просто такие вещи никогда не будут носить массовый характер. Они бывают только в эксклюзивном исполнении.
- Что для Вас дороже - оценка коллеги или простого покупателя?
- Покупателя. В моде существует такой закон: рано или поздно любая модеь найдет своего покупателя. Но когда ты сходу попадаешь в точку, т.е. вещь как будто специально сделана для какого-то человека, это приятно.
У меня есть пальто из каракуля, которое я не каждой женщине предложу. И когда вижу ту, которая может его носить, у меня душа ликует. Люблю видеть светящиеся глаза женщин.
К нам часто приходят и говорят: 'Только не каракуль'. Но одев модели, забывают, что пришли за норкой или еще чем-то. Для меня это высшая оценка.
- Светлана, мне кажется, один из источников Вашего вдохновения - музыка.
- Музыка в гениальном исполнении. Очень важно, что и кого ты слушаешь. Совершенно не воспринимаю современную эстраду. И в этом плане у нас с дочерью полное взаимопонимание. Она покупает все диски, которые выходят с классической музыкой. У нас дома целая коллекция музыкальной классики. Раньше, когда здесь купить такие записи было сложно, мы привозили диски из Италии. Кстати, в этой казалось бы насквозь пропитанной классическими мелодиями стране люди удивлялись, что мы покупаем такую музыку.
Без сомнения, музыка может вдохновить художника. Но для этого нужен особый душевный настрой.
- Вы можете представить гардероб современной женщины без мехового изделия?
- Я считаю, что гардероб современной женщины должен соответствовать ее внутреннему миру. И если меху есть место в этом мире, то и в ее гардеробе он должен быть. Хорошо бы еще при этом, чтобы и ее финансовые возможности совпадали с ее желаниями. Но если нет возможности для каждого случая иметь меховой костюмчик, то лучше иметь одну, но 'свою' вещь.
Правда, последние события нашей жизни, к сожалению, вообще могут внимание наших женщин переключить на другие предметы. И они будут думать не о том, что одеть на светский раут, а как экономнее распорядиться семейным бюджетом.
- Будем надеяться, что глядя на Ваши вещи, 'модные' мысли все-таки не покинут их очаровательные головки.
- Будем надеяться, что каждая из нас выдержит все житейские перегрузки и сохранит себя как женщину... благодаря своей мечте.
Мои мечты - живопись. Пока времени для нее нет, но мечта живет внутри меня постоянно и я верю, что осуществлю ее. Живописи надо отдавать всего себя. Я поняла это еще в институте и пришлось выбирать - или семья, или живопись. А вот прикладное искусство дает возможность женщине не потеряться в этом мире.
- 'Меховой дизайн' - это искусство или ремесло?
- Скорее всего, это ремесло, возведенное в искусство. Творческий посыл, безусловно, должен быть направлен на создание вещей из области искусства, но при этом надо в совершенстве владеть технологическим процессом. Если не знать технологию, то нельзя создать хорошую, красивую вещь. Искусство без ремесла не бывает.
- Светлана, женщина, для которой Вы создаете свои вещи, - она какая?
- Я люблю работать для изысканных дам. Испытываю настоящее наслаждение, создавая что-то утонченное, изысканное.
Моя героиня - женщина, которая знает себя и умеет себя преподнести. Умная, красивая, с богатым внутренним миром. Вообще уметь быть Женщиной - это Божий дар. И кстати, в России очень много истинных женщин.
Утонченность - это не только и не столько внешний облик, это, в первую очередь, внутреннее содержание, духовность. У одухотворенного человека и взгляд совсем другой. Мне легко и приятно работать с духовно богатыми людьми. Боюсь пустых глаз - такие люди не могут вдохновлять...