Вива, Вивьен!

<<< Интервью
Вивьен Вествуд, красавица и чудовище мировой моды, была в Москве три дня. Вивьен Вествуд была в Москве как часть Шестого европейского парада авангардных коллекций "АльбоМода-2001". Вивьен Вествуд проводила в Москве время как молоденькая девушка-панк, одевалась в Москве как зрелая дама и произносила в Москве речи как мудрая старушка. Ее первой московской целью стал зал для некурящих VIP в "Шереметьево-2" (куда она вошла в полотенце на голове - с одной прикуренной сигаретой и одной приготовленной, за ухом), а последней - вечеринка Schweppes Cocktail Party, на которой у Вивьен попросили на память ее ажурные колготки. Эти три дня обе стороны - и Москва, и Вивьен - запомнят навеки. Я был с ней рядом.

ВАШ ГОЛОД

Вивьен стояла за кулисами своего показа на Казанском вокзале и никому не показывалась. Хотя она прекрасно выглядела. На ней была очень короткая клетчатая юбка, очень пышные кудрявые волосы цвета большого кубинского апельсина, очень неудобные туфли на шнуровке с носами типа чертовых копыт и теплые шотландские колготки с начесом. О, еще у нее была пышная грудь, которая стремилась выбиться наружу из декольте! (А Вивьен не стремилась ей воспрепятствовать).

Так вот, Вивьен стояла и думала, что бы ей такого съесть. Она даже тихо сказала: "I'm hungry", но никто ее не услышал, потому что все были заняты приготовлениями к показу Westwood, золотого лейбла, красного лейбла и мужского лейбла, а по ту сторону кулис "АльбоМоды", в зале #9 Казанского вокзала, уже сидели - нет, не пассажиры, всякие знаменитости, и одна знаменитость (скажем, Бари Алибасов) спрашивала у другой (скажем, у жестокого критика моды Марии Тер-Маркарян), сколько Вествуд на самом деле лет. Другая знаменитость не отвечала, потому что в мире моды тоже принята какая-никакая корпоративность, особенно в вопросах женской элегантности, поэтому вопрос возраста Вивьен остался за каменной стеной, а сама Вивьен осталась стоять голодная за фанерной стеной кулис и решила действовать самостоятельно. Поэтому, когда к ней подошла наглая и милая корреспондентка радио Люся Грин и ткнула Вивьен микрофон в самый рот, рот уже был занят.

Вивьен нашла лежащий за кулисами сверток из "Макдоналдса", в нем был обед какой-то манекенщицы (но уже начатый и уже брошенный обед), так что несъеденный гамбургер в обертке был холодный. Вивьен встала спиной ко всем и незаметно отщипнула кусочек гамбургера, и вот как раз в этот момент микрофон Люси Грин возник у Вествуд под носом, но отвечать она не могла, потому что жевала. И, сказав Люсе "не видите, я занята", ушла в другую сторону, прихватив с собой сверток. Доедать. Это было не потому, что у Вивьен нет денег на еду (есть, много; ее одежда стоит так дорого, как не стоит Gucci и не стоят японцы).

Такой Вивьен была в 70-е, именно тогда она придумала скандальный имидж группы Sex Pistols, а сама была живым воплощением слова PUNKСейчас она повзрослела и изменилась, но все также может позволить себе пройтись по подиуму с огненным ирокезом


Это было не потому, что Вивьен такая любительница за всеми подъедать (есть пара ресторанов, которые ждут, пока к ним наконец-таки придет Вествуд, и проходят годы, но ее все нет). Это было не потому, что Вивьен в Москве плохо кормили (кормили, но она не ела; сидела задумчиво и говорила о прочитанных ночью книгах).

Просто в 60-е Вивьен придумала слово "панк". И сделала себя такой. У нее на голове нет ирокеза. У нее не проколото все на свете. Она не поливает себя теплым пивом в моменты душевных порывов. Вивьен Вествуд живет по тем правилам, которые сочинила себе сама много (сорок) лет назад и которые до сих пор важны для огромной толпы людей. Каждый ее следующий жест будет продолжением внезапно возникшей мысли, даже если эта мысль неудобна для тех, кто вокруг.

Короче говоря, Вествуд не бывает в маске. Точно так ей пришла в голову мысль выйти замуж за своего ученика, который младше Вествуд почти на 30 лет. Идея пришла, Вивьен ее огласила, ученик оказался не против и не прочь. Теперь она ездит по миру со свитой и с мужем. Муж молодой, очень худой и все время широко улыбается. Вествуд улыбается узко и довольно холодно.

- А если вам кто-то не нравится, то вы ему прямо так и говорите?
- Конечно. Прямо в лицо. Поэтому со мной дружит очень немного людей, но они для меня все очень важные.

- И кому из них вы все простите?
- Ну, в моде вообще лучше не прощать. Иначе будет плохое качество. Вот моего мужа, Андреаса Кронталера, я почти не критикую. Хотя никакой скидки на возраст ему не полагается. Просто он единственный - из тех, кого я знаю в моде, - способен на гениальные решения. Его коллекции внутри моих выглядят так, как будто я превзошла самое себя. Ведь моя голова немного устала. А в его голове еще много неосвоенных территорий.

- Хорошо, не в моде, а в жизни. В жизни вы прощаете?
- Я простила бы Джерри Холл. Она много вынесла и посмотри, какая красивая! Я простила бы Малколма, моего бывшего мужа. Он меня всему научил. Нет, пожалуй, не многих. Или, может, надо всех прощать?

- А какой самый страшный компромисс вы себе в жизни позволили?
- То, что я живу, - уже компромисс. Я согласилась с условиями этого мира и в них существую, как бы там ни было. Но на работе я не позволю себе согласиться с тем, что мне хотя бы немножко не нравится. Я жесткая. Я вижу наперед.

ВАШ МУЖ

Бывший муж Вивьен вынул Вивьен из ее бывшей жизни. В бывшей жизни Вивьен не прочла ни одной книжки, ни разу не сходила в театр и говорила "позвонишь" с ударением на второй слог, "кушать" вместо "есть", "отдыхать" вместо "спать" и "зала" вместо "гостиная". Только при этом она странновато одевалась. Соседи говорили, что безвкусно, и круто ошиблись, оставшись со своим ужасным окраинным вкусом позади британской моды. Оказывается, Вествуд начала делать моду задолго до того, как Малколм Макларен, знаменитый продюсер Sex Pistols, случайно прошел мимо Вивьен. И даже до того, как она стала учительницей в школе. И даже до того, как в первый раз (до Макларена) случайно вышла замуж. У Вивьен внутри натянута врожденная струна моды.

Эта струна дрожит вблизи кривого кроя, неверных линий, неудобных фасонов. Из всего такого Вивьен Вествуд лепит моду своего имени - платья королев и юбки путан, материальную оболочку мировой женской души. Так все-таки Малколм Макларен. Он не прошел мимо нее, остановился и поговорил. А дальше уже Вивьен шла за ним везде, где он велел, и через долгие годы вышла из отношений с Маклареном умной циничной женщиной, одетой только в свое и воткнувшей в губу королевы Елизаветы английскую булавку. Это у Вествуд в коллекции была такая майка.

- А еще вы пришли на прием к королеве без белья.
- Ты бы еще вспомнил, как я проколола себе третью дырку в ухе!

- То есть прошлое вам более не интересно?
- По крайней мере, оно подробно изложено в учебниках, а жить, представляя себе, что твое прошлое - это уже давно история, несколько жестоко по отношению к себе.

- Но вы же не скрываете своего возраста.
- Было бы странно. Все равно его любой может подсчитать. И потом я же не актриса. И я хорошо выгляжу.

- А вы почему не актриса? Вам никогда не предлагали?
- Я думаю, мне еще предложат. Или я сама попрошу, если мне очень захочется. В конце концов, это очень выгодно, иметь сразу актрису и художника по костюмам. Экономно, во всяком случае.

- А ваш сын? Вы не стесняетесь, что у вас такой взрослый и такой состоявшийся сын?
- Во-первых, у меня два сына. Во-вторых, я не такая мать, которая сперва очень любит ребенка и бегает вокруг него, а потом, когда он вырастает, начинает либо ревновать его к женщинам, либо стесняться его перед своими мужчинами. Я мать умеренная. У меня всего в меру.

ВАШ СЫН

Интерьерная съемка Вивьен. 70-е годы.

История этого сына Вествуд очень аппетитная. Это не тот сын, который снимает порнофильмы, нет. Это другой, младший. Которому его отец, Малколм Макларен, не дал своего имени. Сейчас у сына Вествуд больше нет имени и фамилии. То есть в паспорте они сохранились. А Лондон его знает как Агента. Агента Провокатора. Agent Provocateur - название французское, и не зря. Не зря Вествуд не делает показов в Лондоне (а только в Париже). Не зря весь менеджмент у Вествуд - хитрые итальянцы (с хорошим французским). Не зря сам Агент живет с француженкой и делает самое смелое в Великобритании нижнее белье. Наверное, если бы это белье не продавалось, его рекламу могли бы счесть жесткой эротикой или мягким порно. Но поскольку Agent Provocateur - уже почти национальное достояние, то рекламные ролики этой марки считают чистым видеоартом, а самого главного порнографа, сына VW, - художником большого стиля. Сама Вивьен не носит белья от одного сына и не смотрит фильмов от другого. Потому что кино ей противопоказано ("Я люблю только серьезное. А серьезного сейчас не делается, жалко"), а белье себе она шьет сама ("Я не могу надеть ничего чужого. У меня на чужое будет аллергия"). Собственно, сын появился у Вивьен почти случайно. Можно даже сказать, что его породила не Вивьен, но сама мода.

Она была сильно беременна. У нее были собраны деньги на аборт. Она шла в клинику, но по пути ей полагалось пройти вдоль витрины магазина, и в этой витрине висело ее любимое пальто. На пальто ей никогда не хватало.
Она остановилась у витрины. Посчитала деньги. Пальто стоило аборта. Или аборт - пальто. Вивьен схватила голову руками, зашла внутрь и...
...продавец получил деньги, а будущий Агент получил право родиться.
И не надо спрашивать, почему она не носит его белья.

ВАШ СОН

Обувь от Вествуд всегда отличалась оригинальностью: модель из коллекции 2000 года.

Вечером после показа Вивьен поехала в посольство Великобритании на прием в свою честь. Г-н Смит, коммерческий консул посольства, ждал Вивьен Вествуд в окружении светских знаменитостей и авангардных моделей из коллекции отражений, сделанных из банок и бутылок тоника "Швепс", причем авангардные модели ходили по саду посольства взад и вперед, а в это время почтенные британцы говорили речи о значимости английской моды, и им аккомпанировал калмык, исполнявший горловое пение. Все это происходило в честь Вивьен Вествуд, но самой Вивьен вокруг видно не было. Время клонилось к одиннадцати, и тут Вествуд начали искать. Сначала искали на вокзале, но там не нашли. Потом искали в "Метрополе", но там ответили, что Вивьен выехала два часа назад. Потом стали искать водителя лимузина. Его мобильный телефон долго не отвечал. Через пять минут сплошных гудков водитель поднял трубку и сказал "алле" глухим шепотом. Его спросили: "Что происходит? Где она? Ее все ищут!" Водитель тем же шепотом ответил: "Тихо. Она спит в лимузине. Она очень устала".

В одиннадцать вечера едва разбуженная, но все же прекрасная женщина с серебряной свиньей на шее и в изумрудном атласном платье с глубоким декольте вошла в зал приемов британского посольства и зажмурила глаза от яркого света.

Следующим вечером, в последний, Красный день "АльбоМоды" после пяти длинных, как ее жизнь, интервью Вествуд поехала на Schweppes Cocktail Party, где ее немедленно атаковал самый известный трансвестит Москвы Огненная Леди и предложил поменяться колготками.

На Огненной леди были рваные по последней моде чулки с поясом. На Вивьен Вествуд - теплые колготки с начесом, уже другие - не шотландские, а коричнево-зеленые.

Вивьен сказала: "Меняться не стану. Мне в твоих будет холодно. Оставлю тебе их завтра у портье в отеле". Наутро у портье "Метрополя" лежал сверток с приложенной к нему запиской. Записка была короткой. "Только не рви их. Я тебе запрещаю".


Автор: ФЕДОР ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ
Источник: ДОМОВОЙ