Косметические детки

<<< Осень-зима 2003-2004

Справа-налево: 1. Jil Sander, весна-лето 2003 г. 2. Martin Margiela, весна-лето 2003 г. 3. Blaak, весна-лето 2003 г. 4. Marc Jacobs, весна-лето 2003 г. 5. Anna Molinari, весна-лето 2003 г. 6. Martin Margiela, весна-лето 2003 г. 7. Helmut Lang, весна-лето 2003 г. 8. Fendi, весна-лето 2003 г. 9. Martin Margiela, весна-лето 2003 г. 10. Emma Cook, весна-лето 2003 г.

И им там будет новое счастье и новая жизнь.

Вроде все к тому шло: Юрий Гагарин слетал в космос, Нил Армстронг высадился на Луне. Человечество стало всерьез грезить: мол, еще несколько десятков лет, и мы освоим внеземные пространства. Барышни стали одеваться как этакие космические детки, будто у них в кармане билет на межпланетный корабль. Стиль "космическая бэби" имени Пьера Кардена, Андре Куррежа и Пако Рабанна, главных фэшн-футуристов 60-х годов, был тогда радикально новым, свежим и страстным словом в дизайне. Сейчас он уже не новый, но по-прежнему столь же свежий и страстный - в коллекциях pret-a-porter этого сезона.

Это самые неординарные и яркие вещи этого лета. Из жанра "не для всех". Вот серебристые сумки-ракеты от Jeremy Scott. "Костюм астронавтов" от Dolce & Gabbana - сексуальный комбинезон из ткани с алюминиевым отблеском. Серебристая олимпийка от Blaak. Туфли от Pradа стального цвета, похожие на запчасти от орбитальных станций. Хайтековские мини-платья от Helmut Lang. Металлические платья от Paco Rabanne и неземные топы Veronique Branquinho с огромными пластинами из металла, похожими на осколки Луны, - к особому случаю, вроде светской вечеринки на орбите.

Это потому, что люди по-прежнему мечтают о космосе? Психологи говорят: часто тайком от самих себя люди хотят избавиться от ощущения своего тела, хотят невесомости, это как будто летать во сне.

Но людям не надо в настоящий космос. Пусть он лучше снится. Пусть люди носят костюмы астронавтов, но на Земле. А космос - страшный. Зачем туда людям?

ЗАКРЫТЫЙ КОСМОС

Циолковский знал зачем - отец космонавтики был еще и философ, о чем мало кто знает. Он говорил про неизвестные науке "атомы-духи". Это тонкие невидимые материи, которые могут испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство. А человек, по Циолковскому, - это совокупность "атомов-духов". И назначение человека, его космический долг, - действовать так, чтобы "атомам-духам" было хорошо. Мол, именно для этого человек и должен выходить в космос. Идея Циолковского состояла в том, что нужно преобразовать Вселенную, заполнить ее высокоразвитой жизнью, и тогда всем "атомам-духам", а значит, человеку будет хорошо, комфортно.

Но если для Циолковского космос был сверкающей мечтой, то реальные полеты человека в космос дали пугающие ощущения.

Фантасты это сразу остро ощутили - удивительно, что их описания совпали с откровениями первых космонавтов. Помните, как герой Станислава Лема рассказывает про ощущение невесомости? "Это была не обычная тошнота, а паника кишок и селезенки; внутренности, обычно неощутимые, негодовали и выражали бурный протест. Я искренне сочувствовал их недоумению. Мы наслаждались космосом, но нашим телам от него было невмоготу. С первой же минуты невесомость им не понравилась. Мы тащили их в космос, а они сопротивлялись".

Может, "атомы-духи" не пускали?

Но если неудача с космосом - одно из грустных разочарований XX века, то космический стиль - из самых сильных его арт-достижений.

Пересмотрите "2001: космическая одиссея". Стэнли Кубрика.

КАК ТАМ ВСЕ МОДНО!

Кстати, костюмы межпланетных стюардесс делал знаменитый английский дизайнер Харди Эмис. Они сейчас как-то очень свежо смотрятся - эти А-силуэта платья, ботинки особой конструкции - специально для ситуации невесомости, чтобы не дать их хозяйке улететь к потолку. Яйцеобразные шляпы-бамперы, чтобы, если девушка потеряет свою обувь, ей было не больно ударяться головой о потолок. Мужчины все "корпоративные клерки", но без галстуков - при нулевой гравитации галстуки глупо болтаются в пространстве и страшно мешают.

В кубриковском культовом фильме 1968 года все признаки футуристического стиля. Пуристская геометрия форм и цвет "серебристый металлик". Все это красиво и нужно только в модных и очень земных мегаполисах, но не на орбитальной станции. Выдающийся физик XX века Нильс Бор говорил: "Пилотируемая космонавтика - несомненное торжество человеческого интеллекта и печальная ошибка здравого смысла".

А моде не очень нужен здравый смысл.

ЛЮДИ ПРИДУМАЛИ СВОЙ КОСМОС

Пьер Карден, Андре Курреж и Пако Рабанн в 60-х годах - на волне космического бума и безумного энтузиазма человечества на предмет возможной колонизации других галактик - сделали комбинезоны-скафандры, огромные очки с белыми оправами, прозрачные шлемы, мини-платья с металлическим блеском, а то и вовсе из металла.

Любопытно и мало кто в курсе: футуристический стиль в моде был обозначен еще задолго до модных "космических одиссей" Кардена, Куррежа и Рабанна. Их творения были предсказаны еще итальянскими футуристами в начале XX века. Они были поэты и артисты, а не дизайнеры, поэтому манифест Джакомо Баллы "Манифест об одежде человека будущего" - страннейший из их манифестов. Это 1913 год! И фактически пророчество.

"Наши улицы выглядят бесцветно и упаднически. Люди носят ничтожную, безжизненную, декадентскую, пессимистичную одежду. Давайте создадим вещи будущего - они будут очень счастливые, простые и милые, они будут доставлять удовольствие телу, и в них будет просто взрыв цвета. Самый красный из красных, самый зеленый из зеленых, интенсивно-желтый и оранжевый, чистейший белый. Дизайн должен быть очень динамический, а рисунки - интенсивно-геометричные, пусть это будут треугольники, круги, спирали, эллипсы, квадраты! Вещи будут фосфоресцировать и сиять. Появится ароматизированное белье. Антисептические носки. Будут брюки с электрическими лампочками. Потом появятся ткани, которые меняют свой цвет в зависимости от настроения человека".

Все это начало сбываться только через полвека.

Однако троица Карден-Курреж-Рабанн сделала действительно моду будущего: их вещами в 60-х восхищались, но реально носили лишь самые скучные из них.

Миллион раз была права авангардистка 60-х Мишель Розье, соратница и ближайшая подруга главного "металлиста" в моде Пако Рабанна: цвет "серебристый металлик" станет нормой и классикой для жизни в городе. В том смысле, что блестящие, как хромированная машина, платья, туфельки и сумочки перейдут из разряда вечерних туалетов в список обычной повседневной одежды.

Теперь это заявление не кажется цитатой из научно-фантастической сказки. В начале XXI века "космические детки" смотрятся вполне себе земными модницами.


Текст АННА КАРАБАШ (Домовой)