Елена Пикина

<<< Российские
При слове фотограф, мы представляем себе огромного усатого мужика, обвешанного тяжелыми кофрами, фотоаппаратами и штативами. А если фотограф - женщина, то она должна быть двухметрового роста и как минимум напоминать Клару Цеткин - бабушку мировой революции. В действительности фотографини чаще всего симпатичные и жизнерадостные женщины, обладающие чувством юмора. К таким относится и Елена Пикина. Одна из первых в России, кто профессионально стал заниматься fashion-фотографией после падения "железного занавеса".

Елена мечтала стать микробиологом, "копаться с микроскопчиками в чистой лаборатории". Провалив экзамены в институт, устроилась работать в НИИ, где столкнулась с печатным фотопроцессом. Она прошла длительную школу от лаборанта до фотографа. Первая фотография была опубликована в "Московском комсомольце". -Мне тогда вся Москва звонила - "Пикина, у тебя блат в "Московском комсомольце?!" - смеется Елена. - В то время "Московский Комсомолец" был очень партийной газетой, фотографии с ткацких фабрик и заводов.

"Русская и советская школа фотографии лучшая во всем мире, - говорит Лена - ни у одного иностранного журналиста нет такого чувства. Наши вкладывали в фотографию душу, сопереживали, а те деньги зарабатывали".
Потом была работа на Чукотке и возвращение в Москву и вновь работа в "Московских новостях" уже фотографом.

В 1991 году она создает студию рекламной фотографии. - Я снимала у себя дома. Мне родственники говорили: - "Как ты будешь жить в белой комнате?" Это позже вошли в моду белоснежные евроремонты. Тогда все только начиналось. Зарождался шоу-бизнес. Первые конкурсы красоты. Девушкам потребовались портфолио. Елена была практически единственной женщиной, занимавшейся рекламной фотографией. Ее девчонки -как ласково называет Елена моделей, снимавшихся у нее, ездили и ездят в Париж.

"Французы очень удивляются, когда узнают, что их портфолио сняты в России. - с гордостью говорит Елена. Своих девчонок она любит, вкладывает душу в каждую фотографию, переживает за дальнейшую судьбу девушек, со многими остается друзьями".

"Однажды, я спросила знакомого американского букера из агентства Elite , что самое главное в модели - рассказывает Елена - может быть лицо, а рост не важно или наоборот? Он ответил - судьба. И он прав. Девочки во Франции работают во многом в зависимости от своего характера, а не от своих внешних данных. С современной фотографией и макияжем красавиц можно сделать из всех".

Ее любимые фотографии сделаны совместно с модельером А. Грековым . "Он один из немногих русских модельеров, который чувствовал стилистику кадра, никогда не копировал, всегда создавал свое. С ним было очень интересно работать". Хотя в целом о российской fashion-фотографии Елена отзывается очень иронично. - У нас реклама и fashion-фотография на очень низком уровне. Я уже десять лет занимаюсь рекламой. Но ничего не меняется. Вся реклама снимается срочно, в три дня, с обещаниями дальнейшего сотрудничества и просьбами, снять подешевле. Я говорю ладно, хорошо. Что Вам надо снять? -"Вы знаете, нам надо вот так простенько." - нередко говорит заказчик, показывая черно-белую фотографию с Линдой Евангелистой , снятую для Ферре...

Сейчас Елена Пикина работает в фотостудии "Converse". Снимает, рекламу, моделей, эстрадных звезд. И в тайне завидует фотографам начала века, которые снимали в открытых студиях со стеклянным потолком и большими окнами. "Природу мать не переплюнешь, сколько света не выставляй, старинные фотографии снятые в таких студиях с естественным светом, гораздо привлекательнее современных:"

C Еленой Пикиной беседовала Елена Плосконосова