Юрий Кривоносов
<<< Российские
Кривоносов Юрий Михайлович родился в 1926 году в Москве. По достижении десяти лет соорудил себе по чертежам из журнала 'Пионер' картонную коробочку, которая могла снимать на леечную пленку, которую ему приносил сосед, который работал кинооператором на студии Мультфильм, которая располагала пленкой в неограниченном количестве, а увеличения делал всё тот же сосед, когда что-то этого заслуживало. Из этих увеличений сохранилась одна карточка, на которой изображены три девочки - соседки по коммуналке, она-то и была первой фотографией в его жизни, всё же остальное из поры 'раннего творчества' исчезло безвозвратно.
Через три года его отец на просьбу купить фотоаппарат 'Комсомолец' за пятнадцать рублей отреагировал адекватно своему характеру - купил ему в то время профессиональный 'Фотокор' за сто девяносто и плюс кучу всяких принадлежностей, включая пластинки и фотобумагу, и сказал: поломаешь, больше не куплю! Сынок так испугался, что хранит этот 'Фотокор' по сию пору, и он у него в полном порядке. Таким образом, сам того не подозревая, отец дал ему профессию-кайф и на всю жизнь обеспечил куском хлеба:
В 1941 году Ю.К. окончил семь классов, а через месяц началась война. Дежурил на крыше все московские бомбежки и работал токарем на 'Трехгорке', а потом ушел на фронт, участвовал в обороне Заполярья в составе Северного флота, а затем в войне с Японией в составе Тихоокеанского, причем опять-таки фотографом - окончил Военно-морское авиационное училище по специальности аэрофоторазведслужба.
В 1951 году после демобилизации пришел в 'Огонёк', но только на месяц - заменить заболевшего фотолаборанта. Месяц обернулся двадцатью семью годами. Поначалу работал фотолаборантом-печатником, а вечерами учился - сначала заканчивал рабочую школу, а потом и филологический факультет МГУ. Через его руки и перед глазами прошли тысячи чужих фотографий, что было не без пользы, сам же снимал потихоньку, но никому не показывал. А первая фотография, напечатанная в 'Огоньке', была дана на разворот через две полосы - панорама, смонтированная из четырнадцати кадров - кроме полтинника у него никаких других объективов не имелось, да и ФЭД-то был чужой, у приятеля взял. И запечатлён был на том снимке исторический момент - похороны товарища Сталина. С этого исторического момента и стал Юрий Кривоносов фотокорреспондентом. Прошел хорошую школу фотожурналистики - своими учителями считает Семена Фридлянда, Дмитрия Бальтерманца и Евгения Умнова.
В 1978 году перешел в журнал 'Советское фото', где почти двадцать лет руководил отделом фотожурналистики, получая удовольствие от общения с коллегами - и нашими, и зарубежными. Участвовал в различных фотофестивалях и семинарах, преподавал в Институте журналистского мастерства, словом, целиком отдался фотографии, а если и писал что-то, то опять-таки о той же фотографии. В 1988 году вышел на пенсию - были большие личные творческие планы, которые надо было реализовать, чем и занимается Юрий Кривоносов - по сию пору. Увлечение творчеством писателя Михаила Булгакова дало неожиданный результат, - начав собирать его портреты и фотографии, отражающие жизнь и творчество этого классика мировой литературы, он составил фототеку из полутора тысяч снимков, и стал практически единственным в мире специалистом по иконографии этого писателя - среди булгаковедов другого профессионала-фотографа не обнаружилось:
Последние лет 25-30 предпочитает снимать только слайды, почти полностью отказавшись от черно-белой фотографии (булгаковская фототека не в счет), но, просматривая свои работы за многие годы, он вдруг обнаружил, что в 'золотом ящичке', где хранятся любимые негативы, превалируют те сюжеты, которые были отвергнуты редакцией или снимались для души и никому не предъявлялись: в выставках он не участвовал, так как не признавал права за членами разных жюри (а это были, как правило, одни и те же люди, отбиравшие снимки по соображениям их идейной выдержанности) допускать или не допускать к 'народу' его фотографии.: И еще одно его удивило: почти ничего не надо было кадрировать - всё оказалось скадрированным при съемке, даже снятое в режиме событийного репортажа - сказалась школа, которую он прошел в лаборатории и у прославленных мастеров - основоположников отечественной фотографии.