Доля незастрахованных по ОСАГО водителей в целом по РФ в 2023 году снизилась, однако в ряде регионов ситуация катастрофическая
По экспертной оценке по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев в целом по РФ по итогам 2023 года составила 8,3% (годом ранее она составляла 9,6%). При этом в Республике Ингушетия доля водителей без ОСАГО в 2023 году, по экспертной оценке, составила 77,8%, в Чеченской Республике - 60,7%. Такая доля незастрахованных по ОСАГО водителей в этих регионах ущемляет интересы добросовестных автовладельцев, приобретающих полисы обязательной "автогражданки": в случае аварии не по их вине им с большой вероятностью придется взыскивать ущерб с виновника ДТП в гражданском порядке, что долго, дорого и далеко не всегда заканчивается получением достаточной компенсации. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев.
Он пояснил, что в 2023 году РСА был проведен анализ объема компенсационных выплат, выплаченных по ответственности незастрахованных причинителей вреда в ДТП за последние 5 лет, и выполнена оценка его доли в общем объеме страховых и компенсационных выплат, осуществленных в счет возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших. При этом учитывались только те субъекты, в которых за анализируемый промежуток времени количество компенсационных выплат, выплаченных по ответственности незастрахованных причинителей вреда в ДТП, в среднем, составило более 30 единиц в год. Полученные экспертные оценки показывают, что в целом по стране отмечается снижение доли незастрахованных по ОСАГО автовладельцев. Справедливость таких оценок подтверждается также и ростом на 3% числа заключенных договоров ОСАГО по итогам 2023 года.
В ряде регионов долю автовладельцев без полисов ОСАГО можно назвать незначительной: так, в Республике Татарстан в 2023 году она оценена в 0,9%, в Самарской области - 1,6%, Москве - 1,8%.
В то же время, в ряде регионов доля автовладельцев без ОСАГО огромна: так, помимо Республики Ингушетия и Чеченской Республики, по экспертной оценке, более трети всех автовладельцев не приобретают полисы ОСАГО в Республике Северная Осетия-Алания (38,5% водителей без ОСАГО в 2023 году) и Республике Дагестан (34,4%).
Нельзя также не отметить ситуацию в двух крупных регионах страны - Краснодарском Крае и Ростовской области. Несмотря на то, что по формальным признакам оба субъекта не попадают в топ-10 по доле незастрахованных (по экспертным оценкам - 17,5% и 16,2% водителей без ОСАГО за период с 2019 по 2023 годы), эти значения носят весомый характер, учитывая, что оба субъекта входят в первую восьмёрку по числу заключенных договоров ОСАГО по итогам 2023 года (1,7 млн и 1,1 млн).
"Такая неоднородная ситуация в регионах говорит о том, что необходим централизованный контроль за наличием полисов ОСАГО, который можно обеспечить проверкой наличия полиса обязательной "автогражданки" при помощи камер. Недопустима ситуация, когда у добросовестного автовладельца вероятность попасть в ДТП, виновник которого не застрахован по ОСАГО, составляет 30%-50% и тем более - почти 80%. Если эту проблему не решать, мы в ряде регионов вернемся к разборкам на дорогах из-за аварий в стиле 90-х", - сказал Евгений Уфимцев.
Наименьшая доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев по экспертным оценкам по данным РСА:
N п/п
Регион
2019
2020
2021
2022
2023
Итого за анализируемый период
1
г. Москва
0,9%
2,3%
3,1%
3,5%
1,8%
1,8%
2
Челябинская область
5,7%
3,5%
4,1%
5,5%
2,7%
4,5%
3
Московская область
5,2%
4,1%
6,0%
4,4%
4,9%
5,0%
4
Республика Татарстан (Татарстан)
6,9%
7,1%
4,0%
4,8%
0,9%
5,1%
5
Самарская область
4,8%
5,3%
6,3%
6,7%
1,6%
5,2%
6
Пермский край
7,3%
7,9%
4,5%
5,7%
6,3%
6,3%
7
Свердловская область
8,4%
8,4%
7,4%
7,4%
4,3%
7,5%
8
Нижегородская область
8,0%
8,9%
8,8%
6,6%
3,4%
7,7%
9
Республика Башкортостан
8,4%
9,3%
7,5%
7,6%
4,5%
7,7%
10
Тульская область
7,9%
10,0%
5,3%
6,6%
14,0%
8,3%
Наибольшая доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев по экспертным оценкам по данным РСА:
Комплексная проверка промышленных объектов на предмет их соответствия требованиям безопасности осуществляется в ходе экспертизы промышленной безопасности